- КАМЕРУНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
КАМЕРУ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народов Камеруна. Устное народное творчество легенды, сказки, песни и др. играет большую роль в жизни народов Камеруна. В начале XX в. у народа бамум сложилась оригинальная письменность (ее создатель правитель народа бамум султан Нджойя); к 1921 были составлены три книги история государства Бамум (франц. пер. 1952), медицинские и религиозные трактаты. Однако дальнейшего развития эта письменность не получила. Современная К. л. создается в основном на французском языке, в меньшей мере на английском (произведения писателей уроженцев Западного Камеруна).
Первые произведения на французском языке появились в 20‑х гг. XX в. (записи фольклора, этнографические очерки). В основном становление литературы начинается в 50‑х гг., в период вооруженного сопротивления английским и французским колонизаторам. Острота политической ситуации, всенародный характер движения придавали поэзии и прозе черты гражданственности. Яркий поэт этих лет Э. Эпанья-Йондо (сб. «Камерун! Камерун!»), для творчества которого характерна тесная связь с народной песенной традицией. С антиколониалистскими стихами выступает Ф. Сенга-Кюо. В прозе основное место занял социальный роман, направленный против колониализма и отживающих форм патриархального общества: творчество М. Бети, Ф. Ойоно. Прозаик Б. Матип выступил также со сборником сказок «При свете звезд».
После провозглашения независимости (1960) началось движение за объединение культурных сил страны. В 1960 создана Ассоциация камерунских поэтов и прозаиков (ген. секретарь Р. Филомбе). С февраля 1963 выходит журнал по вопросам культуры «Abbia» (на англ. и франц. яз.; гл. ред. Б. Фонлон). В 1963 в г. Яунде было основано издательство, печатающее художественные произведения африканских авторов. В 1965 оно опубликовало антологию «Девять камерунских поэтов», составленную бельгийской исследовательницей Л. Кестело. К. л. 6070‑х гг. представлена разнообразными жанрами. С середины 60‑х гг. развивается новеллистика, эволюционирующая от бытописания к социально-критическому анализу (сб. рассказов «Письма из моей лачужки» и «Небылицы» Филомбе; новеллы Г. Ойоно-Мбиа). В прозе наряду с просветительскими (романы Филомбе, Ж. Ж. Мокто) и социально-критическими тенденциями (романы Р. Меду Мвомо, П. Ндеди-Пенды) появляется романтическая идеализация (в духе негритюда) традиционного уклада африканских стран, противопоставляемого как более гуманного социальному устройству Запада (романы Ф. Бебея); в романе О. Г. Аханды-Эссомбы («Запретный плод») эта тема трактуется с крайних консервативно-охранительных позиций. Романы Бети («Помни Рубена», «Перпетю и привычка к страданию») с позиций лево-экстремизма критикуют действительность послеколониальной Африки. Заметных успехов достигла драматургия (социально-бытовые комедии Ойоно-Мбиа). Наиболее значительное поэтическое произведение лирико-философский цикл С. М. Эно-Белинги («Негритянские маски»).
Издания:
Поэзия Африки, М., 1973, с. 24358.Литература:
Гальперина Е.Л., Литературные проблемы в странах Африки, в сб.: Современная литература за рубежом, М., 1962;
Ивашева В.В., Литература стран Западной Африки. Проза, М., 1967, с. 79144;
Потехина Г.И., Очерки современной литературы Западной Африки, М., 1968, с. 11464;
Никифорова И.Д., О национальной специфике западно-африканских литератур, М., 1970;
ее же, Африканский роман. Генезис и проблемы типологии, М., 1977, с. 13241;
Ляховская Н.Д., Поэзия Западной Африки, М., 1975;
Литературы Африки, М., 1979, с. 22234;
ее же, Литература Камеруна, в сб.: Развитие литературы в независимых странах Африки (6070‑е гг. XX в.), М., 1980;
Rial J., Littérature camerounaise de langue française, Lausanne, [1972] (имеется библ.).И. Д. Никифорова.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.